Рекомендации логопеда на летний период.

Впереди лето – пора отпусков и детского отдыха. Предлагаю упражнения, которые можно выполнять с детьми не только дома, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т. д.

  1. Делайте артикуляционную гимнастику, полезно

– Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

– Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши);

– Слизывать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

– Полоскать рот;

– Жевать боковыми зубами;

– Сосать сухарики из хлеба;

– Лизать эскимо.

 

  1. Делайте пальчиковую гимнастику, полезно

– Собирать, перебирать ягоды;

– Помогать взрослому полоть грядки;

– Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);

– Играть с глиной, мокрым песком;

– Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель).

 

  1. Развивайте мелкую моторику ребенка.

– лепите из пластилина, глины;

– раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру;

– вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации;

– расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики, шнурки;

 

  1. Тренируйте силу и длительность выдоха.

– Обдувайте одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

– Пускайте мыльные пузыри через соломинку;

– Надувайте воздушные шарики;

– Старайтесь надувать надувные игрушки, круги, мячи;

– Учитесь плавать, выдыхая в воду, нырять.

 

  1. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск – не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

  1. Развивайте фонематический слух.

– «поймай» заданный звук среди других звуков;

– назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);

– раздели слово на слоги, прохлопывая его;

– повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т. д.

 

  1. Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т. д.

 

  1. Разрешайте ребенку трогать, нюхать, пробовать на вкус, копать, поливать.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий

Впишите в пример недостающую цифру * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

132