Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением в развитии с использованием нестандартного оборудования.

Мелкая моторика – согласованные движения пальцев рук, умение ребенка “пользоваться” этими движениями. Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
У детей с младенческого возраста развитие ручной моторики начинается в процессе действий с предметами. Первым появляются хватательные движения. Ребенок хватает подвешанные над кроваткой предметы и постепенно учится действовать целенаправленно, правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в своих действиях форму, величину предметов. Таким образом у него развиваются восприятие и зрительно – двигательная координация. Одновременно развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук (маленькие предметы хватает одной рукой, большие – двумя руками), тип хватания -кулаком, щепотью (тремя пальцами), указательным и большим пальцами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы, сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном развитии к концу первого -началу второго года жизни ребенок овладевает всеми перечисленными движениями. В развитии ручной моторики у детей раннего возраста большую роль играют соотносящие действия, т.е. такие действия при которых нужно совместить два предмета или две его части. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, пирамидки, матрешки).
У детей с отклонениями в развитии хватание без специального воздействия взрослого не возникает, что в сочетании с физиологической незрелостью ведет к несформированности ручных умений. С такими детьми необходима длительная систематическая коррекционная работа по развитию зрительно -двигательной координации рук, чтобы подготовить детей к обучению в школе (к письму), выполнению трудовых заданий, а в будущем получить доступную профессиональную подготовку. Дидактические игры способствуют развитию ручной моторики. Кроме дидактических игр с игрушками для развития ручной моторики широко применяются двигательные упражнения с использованием нестандартного оборудования. Игры с использованием нестандартного оборудования, требующих тонких движений пальцев, дают мощный толчок к познавательной активности, развивают внимание, память, мышление.Такие игры-это уникальное средство для развития хватания, соотносящих действий, развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает развивать мелкую моторику малышей. Все игры сопровождаются стихотворениями -это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для развития функциональных возможностей кистей и пальцев рук, развития ручной моторики можно использовать такие игры и упражнения, как:
1.Игры с губками для мытья посуды: “Возьми такую же”, “Башенка”, “Стенка”, “Гараж для машинок”, “Дорожка для Мишки и Зайки”, “Моем посуду”, “Убираем губкой лужу”, “Загружаем в машинку”, ”Рисуем губкой”, “Разрезаем губку”, “У Медведя во бору, ягодки все соберу”, “Выкладывание рисунка из кусочков” и др. А также – массаж, мягкой и жесткой сторонами.
2. Упражнения с платочками: “Конфетка”, “Мама и дочка стирают платочки”, “Платочки для кукол”, “Уложи платочек спать” и др.
3.Упражнения с решеткой для раковины: “Шаги”, “В зоопарке мы ходили, к каждой клетке подходили”, “Пальцы как пчелы летают по сотам, и в каждую входят с проверкою что там?”, “Считалка для мышки” и др.
4. Упражнения с цветными пробками: “мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной зимы”, “лото”, “Узоры” и др.
5. Упражнения с бытовыми щетками, расческами для волос “Плывет зубная щетка”, “Снежок”, “Гладит мама ежиха ежат”, “Жук летит, летит, летит” и др.
6. Упражнения с резиночками для волос: “Растягивание текстильных резиночек”, “Бабочка”, “1,2,3,4, 5 – вышли пальцы погулять”, “5 телят” , “Каждому пальчику – шапочку /колечко” и др.
7. Упражнения с ворсистым ковриком: “Мишка топ-топ-топ”, “Зайка прыг -скок”, “Тропинка”, “Погладим солнышко” и др.
8. Упражнения с бельевыми прищепками: “Елка, Елка, елочка, зеленая иголочка” , “У ежа иголки колки”, “Кусается больно котенок -глупыш”, “Гусь стоит и все гогочет” и др.
9. Упражнения со счетными палочками, карандашами, соломинками, веточками: “Цапля”, “Карандаш я покачу, вправо -влево, как хочу”, “Утюжок”, “Добывание огня”, “Догонялочки”, “Качели”, “Горка”, “Волчок”, “Вертолет”, “Эстафета”, “Ладошки” и др.
10. Упражнения с крупами, цветной фасолью: “Разложи”, “Покорми петушка”, “В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль”, “Поиск игрушек” и др.
И многие другие игры с использованием нестандартного оборудования: цветных камешек, шишек, желудей, грецких орехов, веревочек,ниток,проволоки, бус, крупного бисера, различных баночек и других предметов. Дети с удовольствием играют в такие игры.

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий