Проект «Дымковская игрушка»

Проект «Дымковская игрушка» (старшая группа)

Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Срок реализации:  1 месяц
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, педагог ИЗО, родители.
Актуальность:
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному творчеству с использованием, например, народной дымковской игрушки. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научить любоваться красотой.  Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

ВЫВОД: Знание детей о русской народной культуре, музыкальных традициях и о народных промыслах России – недостаточно.

Нравственно – патриотическому воспитанию детей отводится недостаточно времени в рамках образовательной деятельности в детском саду. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект. В нем рассматривается воспитательное значение народного искусства, на основе такого народного промысла, как хохлома.

Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; обогащать духовную культуру детей, обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Дымковская игрушка».

Проблемные вопросы проекта:
– Откуда пришло название «Дымковская игрушка»?
– Какие цвета используют художники?
– Какими элементами расписаны изделия?
– Какое настроение создают эти изделия?
Задачи проекта:

  • учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
  • познакомить с предметами разных промыслов;
  • учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода; видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.);
  • учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции; видеть связь узора с формой;
  • развивать умения и навыки рисования элементов росписи;
  • развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;
  • формировать основы эстетического вкуса;
  • воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

Ожидаемые результаты:

Для педагогов:

  • знание детьми декоративно-прикладного искусства – дымковской росписи;
  • умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
  • обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

Для воспитанников:

  • повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
  • появление интереса к истории России;
  • ознакомление с историей создания дымковской росписи, игрушки и конструктивными особенностями;
  • развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;• активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;

Для родителей:

  • усиление интереса и внимания к народному искусству;
  • желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;
  • повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество.

Реализация проекта:
Подготовительный этап:

• Поисковая работа о дымковской росписи.

  • Подбор наглядного материала, методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  • Подбор музыкальных произведений для разучивания песен.

Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».

  • Оформление папки передвижки «Дымковская роспись».

Основной этап:

  • Беседа: «Знакомство с дымковской игрушкой», «В мире дымковской игрушки» (воспитатель и дети, педагог ДО и дети).
    • Рассматривание иллюстраций, картин, книг (воспитатель и дети, педагог ДО и дети).
    • Рисование орнамента. Рисование лошадки (разукрашивание) (педагог ДО и дети).
  • Чтение отрывка «Происхождение игрушки» (об истории дымковской росписи);
  • Декоративная лепка из глины «Лошадка»;
  • Декоративное рисование «Дымковские узоры»;
  • Раскрашивание глиняной лошадки.

Заключительный этап:

  • Выставка детских работ (воспитатели, педагог ДО).
  • Альбом детских рисунков «Дымковские умельцы»;
  • Консультация «Роль художественно-эстетического развития детей в формировании творческой личности ребенка» (воспитатели).
  • Оформление лошадок в «карусель»

В конце каждого занятия устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку, вывешивают свои работы и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы.
Риски:
Отсутствие методических материалов для воспитателей.
Низкая мотивация работы с детьми по данному проекту, недостаточный уровень развития творческих способностей, позволяющих реализовать проект.
Непонимание значения воспитания русской культуры у детей со стороны родителей.

Литература:
1. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество». – М. 2008г.
2. Т. С. Комарова, А. В. Размышова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников».
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
4.Н.Н. Леонова «Художественное творчество по программе «Детство».
5. А. А. Грибовская «Юмор в изобразительном творчестве дошкольников»
6. Н. Л. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3 – 7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи»
7. И. В. Шматько «Воспитание искусством в детском саду»
8. О. А. Соломенникова «Радость творчества». – М. 2008г.

  1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. – Ярославль академия развития. Академия холдинг, 2001. – 1995 с. ;
  2. Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под – М. : Интербук бизнес. – 1998.245 с. ;
  3. Орлова Л. В. Дымковская роспись, – М.; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.
Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий