«Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»

 Сохранение и укрепление здоровья детей – важнейшая задача как родителей, так и педагогов. В решении этой проблемы, особенно в летний оздоровительный период, помогут снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения с песком.

Песочница – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми дошкольного возраста. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Удивительное происходит в том, что песочная страна- не что иное, как проекция внутреннего мира ребенка.

Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Цель песочной терапии:

развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

Задачи пескотерапии:

  • релаксация, снятие мышечной напряженности;
  • развитие зрительно – пространственной ориентировки;
  • концентрация внимания, памяти;
  • развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
  • стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
  • способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
  • развитие творческих (креативные) способностей;
  • формирование позитивной коммуникации.

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, построить разнообразные лабиринты.

Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:

  •    Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  •  Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
  • Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  •  Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
  • Наряду с высокой эффективностью метода, песочная терапия имеет и противопоказания

Не рекомендуется в случаях, когда:

  •  Уровень тревожности ребёнка (взрослого) очень высок;
  •  Есть аллергия и астма на пыль и мелкие частицы;
  •  Есть кожные заболевания и порезы на руках.

 

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  •  Дети чувствуют себя более успешными;
  •  Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме;
  • Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
  •  Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
  • Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
  •  Развивают мелкую моторику, глазомер.
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
  • Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

Эффект песочной терапии:

Позитивное влияние на эмоциональное состояние детей

Положительная динамика в развитии:

  •  образного мышления
  • тактильной чувствительности
  • зрительно – моторной координации
  • ориентировки в пространстве
  • сенсомоторного восприятия

Вредных детей нет в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

 

Так в какие же именно игры с песком можно поиграть с ребёнком на прогулке?

1. «Отпечатки» (1,5 – 4 года) Сделайте на песке отпечатки своих ладошек, кисти, ступней, локтей. Вы можете чередовать рисунки: сначала след оставляете вы, затем ребенок. Придумывайте вместе узоры и сравнивайте размер: У мамы большая ладошка, у тебя поменьше.

2. «Формочки» (2 – 4 года) Приготовьте ведерко и формочки 3—4 видов и размеров по 8—10 штук каждого вида. Предложите ребенку опускать формочки в ведерко и проверять насколько быстро оно заполняется. Расскажите, что формочки лежат неплотно и гремят, и спросите, что нужно сделать, чтобы ведерко было заполнено плотно (досыпать между формочками песок).

3. «Таинственные следы»: показывайте ребенку разные отпечатки на влажном песке (например, от ракушки, мяча, папиных сандалий) и предлагайте угадывать, кто оставил этот таинственный след. Движения (1,5 – 3 года) Предложите малышу сесть рядом с вами на песок и опустить в него ручки. А теперь обеими ладошками изобразить, как месят тесто, как рубят дрова, как едут санки, как скачет лошадка, как ползет змея. Усложните задание, вообразив, что вы играете на рояле, печатаете на компьютере. добавляйте новые движения для всей ладошки и каждого пальчика в отдельности, предлагайте ребенку выдумывать свои и комментируйте то, что вы чувствуете

4. «Сапер» (от 3 лет) Погрузите в песок собственную ладонь или закопайте крупную игрушку. Ребенок должен, не дотрагиваясь до вашей ладони руками, полностью раскопать ее и сдуть весь песок. дотронулся до руки (игрушки) — проиграл (мина «взорвалась»), и нужно поменяться ролями.

5. «Угадай-ка» (от 3 лет) Спрячьте в песок небольшие фигурки или листочки с написанными словами. Это — ключи к загадкам которые будет разгадывать ребенок. Отгадав ответ, вместе раскопайте песок и проверьте правильность догадки. Эта игра подойдет для группы детишек, можно устроить конкурс эрудитов, а призами станут раскопанные игрушки — «отгадки».

6. «Песочные часы» (от 3 лет) Возьмите две небольшие пластиковые бутылки, в одну из них насыпьте песок и закройте крышкой. В крышке сделайте небольшое отверстие. Пустую бутылку без крышки прикрепите к бутылке с песком — часы готовы. А теперь можно устроить соревнование на время, например кто больше сделает куличей, пока пересыпается песок.

7. «Буквы и цифры» (от 3 лет) На песке легко писать, используя любые подручные средства: веточку, палочку или собственный палец. Вы можете обучать ребенка письму, показывать незнакомые буквы и цифры. С детьми постарше можно устраивать «диктант» или предлагать вставить пропущенные буквы в написанных вами словах.

8. «Тир» (от 5 лет) Возьмите несколько камешков, пробок или ракушек—они будут «пулями. На песке отметьте мишень : расчертите несколько концентрических кругов (для усложнения можно пометить каждый определенным количеством баллов). С расстояния 5—10 шагов старайтесь вместе с ребенком за- бросить камешки в самое «яблочко’.

9. «Ощущения» (2—7 лет) Сядьте рядом с ребенком на песок, прижмите к нему ладони, предложите ребенку сделать то же самое. А теперь расскажите о своих ощущениях («песок теплый, нагрелся солнцем, песчинки щекочут руки»). Попросите ребенка описать свои ощущения. Не расстраивайтесь, если сначала он будет использовать ваши слова. Спросите, что ребенок будет ощущать, если поменяет положение рук, если будет ими двигать, а затем выполните это действие и сравните ощущения с описанными.

10. «Чудо – звуки» (4—10 лет) для игры понадобятся ведерко, формочки (желательно закрывающиеся), пластиковая бутылка, коробочки от киндер-сюрпризов, шуршащий пакет маечка, пустой спичечный коробок. Предложите ребенку поочередно насыпать песок в разные формы, встряхивать его и прислушиваться к звукам. Поясняйте, что предметы сделаны из разных материалов (пластмасса, картон, полиэтилен) и поэтому издают разные звуки. Вместе вы можете придумать целую ‘мелодию» из разных звуков и сыграть ее.

Удачи Вам и Вашим детям!

 

Список используемой литературы:

1.      Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. -50 с.

2.      Большебратская  Э.Э. Песочная терапия. Петропавловск, 2010 – 74с.

3.      Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006. – 208 с.

 

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий