Памятка для родителей «Правила речевого дыхания»

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Например, если вне речи
мы дышим через нос, то во время речи вдох берётся через рот, если вне речи вдох и выдох
по продолжительности одинаковы, то в речи вдох и выдох неравномерны: вдох короткий,
но не резкий, а выдох длительный (в 6 – 8 раз длиннее вдоха).
На что же следует обратить внимание:
1.Чтобы ребёнок не начинал говорить, не сделав вдоха.
2.Чтобы всегда говорил только на выдохе.
3.Чтобы во время вдоха не втягивал воздух носом, а делал вдох через рот.
4.Чтобы вдох был мягким и коротким, а выдох – длительным и плавным.
5.Чтобы при вдохе живот поднимался, а при выдохе опадал (нижнедиафрагмальное
дыхание).
6.Чтобы плечи во время дыхания были совершенно неподвижно.
7.Чтобы грудь не поднималась сильно при вдохе и не опускалась при выдохе.
8.Чтобы, сделав вдох, ребёнок сразу же начинал говорить, не задерживая дыхания.
9.Чтобы после выдоха перед новым вдохом обязательно сделал остановку приблизительно
на 2 – 3 секунды.
10.Чтобы во время речевого дыхания не было никакого напряжения.
Предваряют выполнение этих правил специальные занятия по развитию речевого
дыхания, по формированию нижнедиафрагмального дыхания.
Примерные упражнения: «Надуй игрушку», «Задуй свечу», «Ветерок шелестит листьями»,
«Прокати карандаш по столу».
Необходимо обращать внимание детей на различные силу, высоту и тембр голоса.
Примерные упражнения: «Эхо», «Скажи тихо, скажи громко», «Кто как кричит?»
(звукоподражания животным, различным шумам).

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ

ЛИСТЬЯ ШЕЛЕСТЯТ. Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они «зашелестели».

БАБОЧКИ» Перед ребенком раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на бабочек красного цвета и т. д.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Ребенку предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий