Консультация для родителей “Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи”.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Логопеды работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом.

Следовательно на логопедических занятиях систематически ведется  работа по развитию речевого дыхания, которая строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового  аппарата.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

 – Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.

– Занятия проводить до еды.

– Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

– Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.

– Выдох должен быть длительным, плавным.

-Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

– В процессе речевого дыхания нацелить воспитанников не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

– Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.

-Достаточно трёх – пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.– Дозировать количество и темп проведения упражнений.- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

 

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:

1)формирование навыков правильного речевого дыхания;

2)укрепление мышц лица и грудной клетки;

3)улучшение функции внешнего (носового) дыхания;

4)развитие фонационного (озвученного) выдоха;

5)выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

6)тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;

7)профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;

8)повышение умственной работоспособности детей;

9)нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;

10)закрепление лексических тем и грамматических категорий;

11)стимуляция интереса к занятиям.

«Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

«Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

 «Листопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.

«Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

 «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. – то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

«Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.

«Футбол»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

 «Пружинка»

 Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

«Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

«Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

 «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите “ау”. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз

 

Для достижения наиболее полного эффекта, логопеды рекомендуют продолжать работу по развитию речевого дыхания в разнообразной деятельности с детьми в домашних условиях при помощи родителей.

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий