Консультация для родителей: Обеспечение Родителями Безопасности детей с ОВЗ

Нет  такого ребенка, у которого никогда не было бы травм  и с  которым никогда  ничего не случалось. Синяки, ссадины, сломанные кости, шишки, ушибы, порезы и царапины –  Это все неотъемлемая часть процесса взросления.  Подобное происходит со всеми детьми, однако у детей с аутизмом и связанными с ним расстройствами риск получения травм выше. Тому есть              несколько причин.  Дети с РАС (расстройство  аутического  спектра),  во-первых, приходят к пониманию важных концепций безопасности (например, что горячие предметы опасны) позже, чем большинство типично развивающихся детей, а во-вторых, они более импульсивны. Дети младшего возраста при наличии у нах аутизма свойственна необычная комбинация недальновидности и хорошо развитых моторных способностей. У некоторых детей с РАС (например, синдром  Аспергера) могут наблюдаться недальновидность в сочетании с плохо развитыми моторными возможностями. И тот и другой  варианты чреваты неприятностями.            Определенную проблему представляют и необычные сенсорные предпочтения  и интересы, иногда отмечающиеся при аутизме и связанных с ним расстройствах. Так, ребенок с аутизмом может не обращать особого внимания на горький вкус или  интересоваться  вибрирующими или   кружащимися предметами – крыльями пчелы или вращающимися лопастями вентилятора.  Дети нередко удивляют своих родителей. Ребенок с РАС, который боится    новых  предметов и ситуаций, может вдруг  задаться  целью обследовать  новую стройплощадку, а       ребенок, который боится воды,  –  начать проявлять интерес к бассейну. Аналогичным образом ребенок, которого однажды ужалила  пчела, не всегда может извлечь надлежащий урок из  этого опыта. В связи с этим родителям  следует приложить  все возможные усилия, чтобы предотвратить проблемы прежде, чем они  возникнут.

Безопасность в доме  (бытовая безопасность)

Профилактика  лучше лечения.  Примите все разумные меры предосторожности. Особенно это необходимо, если у вас ребенок  младшего возраста с аутизмом. Таковые отличаются настоящим талантом  попадать в опасные ситуации и места. Даже родители  типично развивающихся детей не всегда могут предугадать, что с теми произойдет в самом ближайшем будущем. Многие дети с аутизмом или  первазивным  расстройством развития нуждаются в надзоре за их  безопасностью несколько дольше, чем  другие дети. В большинстве случаев их способность определять, какие места безопасны, а какие нет, что горячее,   а что острое, оставляет желать лучшего. По мере того  как дети   с РАС  взрослеют, становятся крупнее и сильнее, вам     можно придется пересмотреть    определенные аспекты обеспечения их безопасности. Так, ребенок среднего возраста способен открыть стандартную пластиковую крышку, закрывающуюся электрическую розетку, но еще не осознает , насколько опасна попытка засунуть в розетку тот или иной предмет. В связи с этим могут оказаться полезными привинчивающиеся крышки, которые снять труднее.

Многие дети с РАС, а дети младшего возраста в особенности находятся в безопасности, только когда рядом взрослый.  Меры  обеспечения безопасной среды завися от возраста ребенка и его окружения. Родителям маленьких детей и многих детей постарше с общими (первазивными) расстройствами развития необходимо либо:

  • Обеспечить постоянный надзор за детьми, либо
  • Брать их с собой, когда нужно хотя бы ненадолго выйти из комнаты, либо
  • Организовать безопасную зону, в которой их можно ненадолго оставить одних без угрозы их здоровью.

Для   ребенка младшего возраста  безопасным местом будет детская кроватка или манеж. Можно ненадолго оставить  ребенка в комнате при условии, что от не имеет возможности покинуть ее самостоятельно.

Помните: правилам безопасности нужно обучать.   Это означает необходимость моделирования желаемого  поведения, напоминаний о безопасности в ходе регулярных обсуждений и т.д.

Среди необходимых мер предосторожности закрывание электрических розеток, запирание шкафчиков, в которых хранятся чистящие средства и краски, установка дверных защелок/щеколд и ворот у лестницы, хранение ножей, ножниц и других острых предметов вне досягаемости ребенка. Подумайте, что   еще может представлять опасность: это  могут быть, например, открытые лестничные колодцы;  места, где ребенок  легко  может упасть; острые предметы, выступающие из стены  или пола и т.д. Убедитесь, что окна хорошо закрыты и ребенок не может вывалиться из них.  И  разумеется, если вы    храните дома оружие, убедитесь, что оно спрятано под замком в сейфе и вне досягаемости ребенка.  Помните:  самый надежный способ избежать несчастных случаев в результате не осторожного обращения с огнестрельным оружием –  не  держать его дома.

Ваш  дом должен быть защищен от пожаров и ядовитых  газов. Спички, легковоспламеняющиеся материалы, свечи и электрические провода  –  все эти вещи могут быть опасны  в руках ребенка. Установите датчики дыма и угарного газа, а также    купите огнетушители. Убедитесь, что ребенок не может сам включить духовой шкаф,  а также что  камин и другие отопительные приборы работают исправно.

Предприняв основные меры         к обеспечению безопасности, еще раз внимательно осмотрите весь ваш дом  –  возможно, вам удастся обнаружить дополнительные источники опасности для       ребенка с РАС. Например, что может представлять для него интерес и сразу  броситься в глаза? За что он непременно захочет потянуть/ухватиться? Находятся ли в зоне его досягаемости вентиляторы или другие вращающиеся предметы? То, что кажется неинтересным и непривлекательным вам,  может оказаться весьма аппетитным  с точки зрения ребенка. Особенно это справедливо в отношении лекарств, если они по внешнему виду и даже вкусу похожи на конфеты.

В целом, кухня и ванная комната, вероятно, являются      наиболее опасными местами в       доме. Осмотрите их  более тщательно, уберите все опасные предметы, ограничьте доступ ребенка в те места, где он  может получить травмы.

Все дети, в то числе и дети с РАС, проводят большую часть  времени в своей комнате, поэтому убедитесь, что это безопасное место. Если ребенок не против, желательно оставить в ней только самую необходимую мебель (это положительно сказывается на ночном сне). Внимательно оглядитесь по сторонам; возможно, вы  найдете предметы, которые могут быть источниками опасности, например книжный шкаф, который может опрокинуться на ребенка и т.д. Чтобы всегда знать, когда ребенок вышел из комнаты (особенно ночью), подвесьте низко дверной колокольчик.  Если ребенок с аутизмом живет в одной комнате со старшим братом или сестрой, убедитесь, что вещи старшего ребенка не представляют опасности для младшего. Если ребенок с аутизмом живет с младшим братом или сестрой, убедитесь, что старший не выпустит младшего из комнаты, не поставив  в известность вас.

Падения,  –   например, с лестницы или из окна, –  в основном свойственны детям  младшего возраста, а также детям с аутизмом  более старшего  возраста, поскольку они могут неверно оценить   расстояние или высоту. Если ребенок любит передвигать стулья и забираться на них, убедитесь, что он не      сможет  залезть на подоконник и вывалиться из окна. На всех окнах должны стоять  замки. В ряде случаев необходимо оградить пространство перед окном так, чтобы ребенок не мог подобраться к подоконнику.

Опасность  отравления

Ребенок  может отравиться в любом возрасте.  Основными источниками опасности в связи с этим являются чистящие и моющие, а также лекарственные средства, краски, растворители, косметическая продукция, комнатные и садовые  растения.

Основные бытовые  яды:

Кухня  –  средства для мытья посуды, очистители труб, нашатырный спирт, все чистящие средства.

Ванная комната  –  лекарственные средства, чистящие средства для унитаза и ванны, моющие средства, отбеливатели, бритвенные принадлежности, шампуни, бальзамы и т.д.

Гараж –  автохимия, антифриз, стеклоочистители, антиобледенители, инсектициды, клеи, краски, растворители, разбавители, керосин, тормозная жидкость, бензин, крысиный яд.

Другое  –  сигареты, полироль мебели, нафталин.

Меры предосторожности

  • Храните лекарственные средства в недоступном для детей месте в емкостях с крышками с функцией защиты (но помните, что даже особые крышки с защитой от вскрытия детьми не являются полностью надежными).
  • Не оставляйте недопитых бутылок со спиртными напитками в досягаемости ребенка: они потенциально опасны.
  • Помните, что даже лекарства и витамины, которые вы даете ребенку регулярно, могут принести вред при их приеме в большом количестве.
  • Храните ядовитые вещества в недоступном для детей месте. Возможно, по мере роста ребенка место хранения придется                           менять. Достаточно надежны специальные защелки и крышки с функцией   защиты от детей, однако не стоит недооценивать способности ребенка добраться до желаемого! Ядовитые вещества должны храниться под замком.
  • Все храните в оригинальной упаковке – таким образом, вы всегда будете   знать, что это такое.
  • Используйте яркие этикетки/ярлыки/полоски липкой бумаги для обозначения опасных веществ (если, конечно, ребенок            понимает их значение).

 

Проверьте есть ли у вас в квартире растущие ядовитые комнатные растения. Если есть,  то немедленно избавьтесь от них. Среди признаков, свидетельствующих, что с ребенком могло случиться что-то опасное, – наличие открытых баночек, пузырьков, пакетов, пачек от лекарств или бутылочек    из-под чистящих средств в непосредственной близости от него, пятна на одежде, внезапное ухудшение самочувствия (рвота, судороги, боль в животе и т.д.) Если ребенку плохо, сразу вызывайте машину скорой помощи! Будьте особенно осторожны, если гости приносят с собой в дом  лекарства или сигареты, если вы сами едете в гости к людям, у которых нет маленьких детей и чей дом, следовательно, небезопасен для ребенка.

Особую проблему представляет привычка детей с РАС, – как младшего возраста, та и постарше, – тащить все в рот, что попадает в руки. Если ребенку нравится исследовать предметы с помощью рта, убедитесь в том, что, материал из которого они сделаны   – безопасны. Избегайте игрушек с мелкими деталями вне зависимости от его возраста.

 

Литература: «Аутизм» практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей, авт. Фред  Волкмар и Лиза Вайзнер, изд. Рама Паблишинг, г. Екатеринбург -2014 г.

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий