Консультация для родителей. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве навыки приносят огромную пользу в течении всей последующей жизни. Формируя у детей навыки гигиены, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребенка: он становится более активным, у него развивается наблюдательность, самостоятельность, тренируется память. Ребенок быстро и безболезненно привыкает к условиям детских дошкольных учреждений. Лучше адаптируется в школе. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению дома и в общественных местах. Детки растут крепкими и здоровыми.

Основными условиями успешного формирования навыков самообслуживания являются:

-Рационально организованное пространство (доступная среда) включает в себя организацию привлекательной и удобной обстановки дома и в детском саду. Мебель и оборудование в соответствии с ростом детей, постоянные места хранения вещей, доступные для пользования и т. д.

-Четкий режим дня (ежедневные повторения, организованность, дисциплина) включает в себя многократные упражнения детей в действиях с определением способа и порядка выполнения. При этом характер действия должен быть неизменным, а формы – разные!

-Разделение осваиваемых ребенком действий, на ряд операций следующих в строго установленном порядке, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.

-Организацию ситуаций, обеспечивающих контроль над выполнением осваиваемых действий детьми в непривычной обстановке.

-Руководство взрослых (полная согласованность) включает в себя безукоризненное выполнение всеми взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

-Индивидуальная работа с ребенком с учетом уровня его развития, особенных возможностей здоровья и темпов овладения навыками.

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей:

-личный пример;

-показ;

-объяснение;

-упражнения;

-поощрение, похвала;

-игровые приёмы;

-художественное слово;

-повторение действий.

Сроки формирования навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья задерживаются в силу объективных причин. При формировании надо учитывать два фактора- возраст и особенности развития таких детей.

Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая, сначала овладение простейшими навыками, а затем более сложными действиями.

Выполнение правил личной гигиены должно стать для ребенка естественным процессом, а гигиенические навыки должны постоянно совершенствоваться.

Эти правила и навыки легче всего запоминаются в игровых ситуациях в доброжелательной обстановке. Для приобретения и усвоения культурно-гигиенических навыков используются упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, художественное слово.

В процессе приобретения тех или иных навыков, каждодневно и постепенно мы переходим от прямых указаний к напоминаниям, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребенка осознанное отношение к правилам.

За каждое очередное достижение обязательно следует похвала, а в случае неудачи – оказывается помощь, утешение и обещание что в следующий раз всё обязательно получится.

При формировании необходимых в быту навыков и умений, у детей раннего возраста с ОВЗ, мы ставим перед собой задачи:

Научить ребенка самостоятельно:

  1. Принимать пищу.
  2. Умываться, пользоваться мылом, полотенцем, расческой, ухаживать за зубами.
  3. Пользоваться горшком (туалетом).
  4. Одеваться и раздеваться.
  5. Приводить себя в порядок.
  6. Поддерживать порядок в окружающем пространстве.
  7. Быть вежливым и обладать навыками культурного поведения.

Организация работы по формированию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Формирование навыков еды.

-Во время приема густой пищи (каши) осторожно накладываем свою руку поверх его руки и направляем легким движением.

-Предлагаем в отдельной тарелке твердую пищу (печенье, фрукты, сухарик).

Ребенку нужно кушать супы- а не только супы-пюре- для того, чтобы научиться сортировать языком кусочки разнородной пищи. Это простое упражнение поможет избежать логопедических трудностей в дальнейшем. Точно также не стоит злоупотреблять кружками- непроливайками. Вообще, как только ребенок родился, водичку ему лучше всего давать с ложечки, потому что рефлекторно глотать и сосать- это разные движения, и ребенку их необходимо освоить.

-Стараемся научить ребенка словом или жестом выражать свою просьбу.

-За столом вести себя тихо и аккуратно.

-Не входить из-за стола не окончив еду.

-Вытирать рот салфеткой, выходя из-за стола задвигать стульчик и благодарить словом или кивком.

-Перед едой мыть руки и вытирать полотенцем. Полоскать рот.

Очень важно, для правильного развития ребенка, подобрать стол и стул соответственно его росту.

2.Формирование навыков умывания.

Для начала нужно определить, что ребенок может делать самостоятельно, а где ему нужна помощь взрослого, и выработать последовательность действий:

– закатать рукава;

-открыть кран и проверить температуру воды;

-смочить руки;

-намылить руки до появления пены;

-смыть мыло;

-закрыть кран;

-сложить руки замочком и отжать лишнюю воду над раковиной;

-насухо вытереть полотенцем;

-расправить рукава;

-аккуратно сложить полотенце на свое место;

-пользоваться только своей расческой;

3.Приучение к горшку.

Оптимальный возраст приучения к горшку – полтора-два года. До этого времени ребенок не умеет контролировать свои потребности. Однако, все дети растут в своем темпе, так что родителям надо присмотреться развиты ли у ребенка следующие навыки:

-умеет ли нагибаться, садиться на корточки и вставать, не падая;

-может поднимать мелкие предметы;

-понимает речь взрослого и объяснения;

-сам произносит некоторые слова;

-может дать понять (сказать о своих потребностях);

-может потерпеть и контролирует свои нужды;

-не любит ходить в мокрых штанишках или в полном подгузнике;

-может просыпаться сухим и быть сухим в течении двух часов.

Если эти навыки есть, то можно аккуратно, максимально спокойно и доброжелательно, не вызывая негативных реакций, предложить ребенку воспользоваться горшком.

Чтобы выработать у ребенка навык пользования горшком, надо выполнять эту процедуру через определенные промежутки времени:

-после сна и перед сном,

-до еды и после еды,

– перед прогулкой и после.

Надо оставаться рядом с ребенком и доброжелательно поощрять его делать свои дела в горшок. Учить пользоваться туалетной бумагой.

Многие родители предпочитают пользоваться детскими подгузниками.

В этом случае надо помнить о том, что:

  1. В одном подгузнике нельзя находиться больше 3х часов.
  2. При смене подгузника обязательно подмывать ребенка с детским мылом, так как мочевая кислота нейтрализуется только щелочью.
  3. На некоторые виды подгузников у ребенка может быть аллергия.

4.Формирование навыков раздевания и одевания.

Ребенку необходимо находиться в устойчивом положении (сидя на стульчике или коврике). Выяснить, какие формы захвата доступны ребенку и как их можно использовать. Каждое действие необходимо разбить на шаги. Можно применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок – завершает процесс. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Обучая ребенка одеванию нельзя торопить его. Одежда должна быть просторной. Отрабатывать навыки одевания и раздевания удобно во время игры. Надо помнить, что лучшими упражнениями на тренировку мелкой моторики и тренировку навыков письма являются простые, но забытые в быту упражнения, такие как завязывание шнурков и застегивание пуговичек.

5.Формирование навыков опрятности:

-умение приводить себя в порядок, стоя перед зеркалом, не трогая его руками;

– пользоваться носовым платком, знать его назначение и уметь разворачивать -знать свою расческу, знать где она лежит, исключить возможность пользования чужой расческой;

Потешки, песенки, игры помогающие в формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания.

За столом.

Каша вкусная дымится,

Леша кашу есть садится.

Очень каша хороша,

Ел он кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

Ел понемножку.

***

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот- тарелка, вот- еда,

Не осталось и следа.

***

Умница Катенька

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Ну и каша!

Так в рот и просится!

Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою.

Остальное ушки докушали.

***

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

Купание и умывание.

Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

***

Кран откройся, нос умойся!

***

Зайка чисто умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся

Детке улыбаемся.

***

Руки надо чисто мыть.

Рукава нельзя мочить.

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

***

Вода текучая,

Дитя растущее,

С гуся вода-

С дитя худоба

Вода книзу

Дитя кверху.

***

Буль – буль – буль – журчит водица.

Все ребята любят мыться!

***

Кто тут будет куп-куп?

По водичке хлюп-хлюп?

В ванну быстро прыг-прыг?

В ванной ножкой дрыг- дрыг?

***

После купания, вытирая малыша:

На перинку

На простынку

Не на край-

На серединку

Положили малыша

Завернули крепыша.

***

Петушок- петушок,

Подари мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки расчешу!

***

Расти, коса, до пояса-

Не вырони ни волоса.

На горшке.

Прыг- скок, прыг-скок,

Мы присели на горшок.

Мы поели, мы попили,

Про горшок чуть не забыли.

Все послушные детишки

Делают свои делишки-

А- а- а и пись- пись –пись.

Только, чур, не торопись!

Одевание.

Даша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?»

Даша варежку сняла:

«Посмотрите-ка, нашла!»

***

Научу обуваться и братца (Е. Благинина)

Я умею обуваться,

Если только захочу.

Я и маленького братца обуваться научу.

Вот они- сапожки.

Этот- с левой ножки.

Этот- с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Эта- с правой ножки.

Эта- с левой ножки.

Вот как хорошо!

Опрятность.

Маша заболела,

Трудно ей дышать,

Мы платочком будем

Носик вытирать.

***

Носовой платок в кармашке,

Будем нос им вытирать.

Чтобы носик наш курносик,

Снова чистым был опять!

Труд.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки

Шарф и шапку не забудем-

Их стирать мы тоже будем.

***

Саша у нас зайчик,

Зайчик- побегайчик!

Зайчик Саша скок-поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

Их на место убирает.

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий