Как учить ребенка с аутизмом играть?

Навыки игры часто считаются далеко не самыми приоритетными, и они регулярно оказываются в самом конце списка важных навыков, которым нужно учить ребенка с аутизмом. Очень часто наблюдается нехватка многих игровых навыков у детей с аутизмом:  например, ребенок засовывает в рот любую игрушку, которую  ему предлагают, либо ребенок использует игрушки не так, как задумано, либо ребенок отказывается делиться игрушками, либо игрушки интересуют ребенка не дольше нескольких секунд. Почему то большинство родителей считают, что гораздо важнее учить ребенка речевым  и учебным навыкам, использованию туалета и социально уместному поведению. Тем не менее, важно и  нужно учить ребенка играть.

Игровые навыки влияют на различные ситуации обучения, и если ребенок не умеет играть, то ему будет труднее установить социальные связи со сверстниками. Это связано с тем, что большинство случаев коммуникации и социального взаимодействия между детьми связаны с игрой. Маленькие дети не представляются, не пожимают руки, не обмениваются визитками и не обсуждают состояние экономики. Ребенок подходит к другому ребенку и спрашивает: «Играть будешь?», и так рождается дружба. Отсутствие навыков игры, соответствующих возрасту, может оказаться огромным социальным недостатком, а также может быть связано с трудностями в таких областях как умение делиться/договариваться, навыки самостоятельного досуга, умение делать что-то по очереди, правила хорошего тона и так далее. Маленькие дети учатся этим базовым концепциям благодаря сложным играм. Игра очень важна!

Обучение навыкам игры полностью аналогично любым другим навыкам. Необходимо выделить маленькие и конкретные цели, определить, как  будете измеряться прогресс и включить в задание поощрение. Да, это может означать, что  нужно награждать ребенка за то, что он поиграл с игрушкой.

Вот несколько общих рекомендаций по обучению игровым навыкам. Эти советы могут быть полезны как родителям, так и специалистам:

— Как правило, проще всего учить навыкам игры со взрослым и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с аутизмом проще играть и общаться с взрослыми, но они избегают, бьют или отказываются играть с другими детьми.

— Проще всего начинать обучение игровым навыкам с простыми игрушками с причиной и следствием, например, с электронным пианино или с чертиком в коробке. Избегать слишком сложных игрушек, а также игрушек, требующих воображения или работы, например, паззлов, фигурок, кукол или пластилина.

— Многие люди не понимают этого, но обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал похожие действия у других людей и теперь имитирует их.

— Во время обучения игровым навыкам  нужно моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и за вашим лицом, тоном голоса и манерами. Добавить звуковые эффекты, хлопанье в ладоши, смех, улыбки, говорить смешным голосом, кричать и скандировать, когда играем с ребенком.

— Очень важно минимизировать проблемное поведение во время игры. Провести функциональный анализ поведения, чтобы определить функцию проблемного поведения и разработать поведенческий план. Нужно свести такое поведение к минимуму, прежде чем пробовать игру со сверстниками.

— Говорить с ребенком во время игры. Типичные дети обычно говорят, когда они играют (даже когда они играют одни), в то время как дети с аутизмом обычно этого не делают.

— Самое главное — сессии игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.

Вы можете оставить комментарий к материалу.

Оставить комментарий